Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Современное состояние здоровья населения РОССИИ и основные направления развития здравоохранения

Современное состояние здоровья населения РОССИИ и основные направления развития здравоохранения

(из выступления на конференции «Пожилой больной. Качество жизни» 02-04.10.06.)
Е. П. Какорина
Минздравсоцразвития РФ

Численность населения страны уменьшается, начиная с 1993 г., и на 01.01.2006 г. она составила 142,7 млн человек. Низкая рождаемость (10,2%о), массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения, высокая смертность (16,1%о), особенно смертность мужчин в трудоспособном возрасте в результате несчастных случаев, отравлений и травм, низкая ожидаемая продолжительность жизни (65,3 лет, у мужчин — 58,9 лет, у женщин — 72,4 лет) — вот основные характеристики ситуации.

Смертность населения Российской Федерации является чрезмерно высокой: 16,1 в 2005 г. на 1000 населения, а в Европе 11. По сравнению с 2004 годом число умерших увеличилось на 7,7 тыс. человек, из них более 30% — граждане в трудоспособном возрасте. Несмотря на некоторое снижение числа умерших от внешних причин (случайные отравления алкоголем, самоубийства, убийства, транспортные и иные травмы), смертность от этих неестественных причин остается достаточно высокой: в трудоспособном возрасте они составляют 34%.

Динамика смертности по основным классам болезней: 1-е место в структуре смертности занимает смертность от болезней системы кровообращения. 903 на 1000 населения, ни в одной другой стране мира нет таких показателей смертности от заболеваний сердечнососудистой системы. На 2-м месте смертность от травм и отравлений, и на 3-м месте смертность от новообразований.





За 1-е полугодие 2006 г. была получена положительная динамика и есть надежда, что показатель смертности за 2006 г. снизится. Небольшое снижение общей смертности произошло в основном за счет снижения смертности от болезней системы кровообращения, внешних причин и болезней органов дыхания (в основном от пневмоний), а инфекционных и паразитарных заболеваний за счет туберкулеза.

Страна теряет 35 тыс. человек за полгода, отравившихся алкоголем, хотя и здесь наметились положительные тенденции. Смертность от болезней системы кровообращения составляет 56,1%, а в 1939 г. на этот класс приходилось всего 11%. Во многом это связано, конечно, с постарением населения.

Существенные различия в регионах. Различия иногда достигают почти трехкратных размеров.

В России самый высокий показатель смертности от болезней сердечно-сосудистой системы в мире: около 900 в России при среднеевропейской 280—300. С чем это связано, действительная ли это картина, отличающаяся от других стран мира?

При анализе возрастной структуры смертности от болезней органов кровообращения видно, что люди в возрасте 65 лет и старше в 70% с лишним умирают именно от болезней кровообращения, а в других странах — 34%. То же самое по другим возрастным группам. Истинные ли это показатели или нет? Это проблема, в которой надо разбираться.


Какие же болезни формируют этот класс: это в основном ишемиче-ские болезни сердца (почти 48%) и цереброваску-лярные болезни (37%). Это очень высокие показатели, больше нигде в мире нет таких показателей. Единственная страна, где регистрируется такой же высокий показатель цереброваскуляр-ных болезней, это Китай.

Почему в России такие высокие показатели? Вот смертность от сахарного диабета, она с каждым годом во всем мире снижается. В России в последние годы это где-то 7,8 на 100 тыс. населения. А в США цифры смертности от сахарного диабета и туберкулеза держатся на одном уровне 23—24. Сахарный диабет встречается в основном у тех же людей, кто страдает болезнями системы кровообращения, в изолированной форме сахарный диабет выявляется лишь у 15%. Вот и получается, что в возрастной группе 65 лет и старше смертность от сахарного диабета 32,7, когда в других странах мира существенно выше.


Сейчас проводится эксперимент, в частности, в Тульской области, в Ставропольском крае, где статистика собирается правильно. И сразу же показатель смертности от сахарного диабета выходит на общемировой уровень.

То же самое касается и смертности от других заболеваний, например, от пневмоний. Ни в одной стране мира нет такой статистики, как в России, что 4-е место в структуре смертности занимает смерть в результате «Симптомов, признаков и отклонений от нормы». Глобально этот показатель не снижается, 107 тысяч смертей в год этот класс включает. С чем это связано? Что это за причины смерти? В основном это смерть от старости, 53 тыс. человек в год — это смерть от старости. И в 1988 и в 1989, 1990 гг. эти показатели значительно ниже. Почему? До 1989 г. эти показатели были значительно ниже, потом они начали расти. С чем это связано? Всему есть объяснение: в 1989 г. 29 марта в Минздраве проводилась коллегия по совершенствованию медицинской кардиологической помощи населению, и после нее был выпущен ряд методических рекомендаций, и, в частности, в одной из них было сказано, что умершим вне стационара в возрасте старше 80 лет при отсутствии медицинской документации с указанным заболеванием, способным объяснить причину смерти, следует ставить диагноз «старость».







Но про то, что этот диагноз для умерших старше 80 лет, забыли. К сожалению, у нас в статистике до 2004 года встречается диагноз «смерть от старости» у лиц 55—60 лет. Сейчас поставили ограничения в Рос-стате, что таких диагнозов не должно быть, но надо сказать, что до сегодняшнего времени такие диагнозы как причина смерти ставятся. В мире уровень смертности от старости составляет всего 7—8 на 100 тыс. населения.

Этот показатель варьирует в разных регионах. В некоторых из них этот показатель как причина смерти даже не на 4-м, а на 3-м месте. А среди лиц старших возрастных групп иногда выходит даже на 2-е место. Поэтому я очень прошу изменить ситуацию, нам от такой статистики нужно избавляться, вы ведь делаете ее своими руками. Таких диагнозов не должно быть.

Следующая проблема: высокий уровень смертности от травм и отравлений. В частности, среди мужчин в России показатель смертности 380, а в Европе менее 100 на 100 тыс. населения. И также велики отличия в регионах Российской Федерации. Самые высокие показатели смертности в России фиксируются среди трудоспособного населения, тогда как в других странах — это старшие возрастные группы. У нас в старших возрастных группах этот показатель снижается. Здесь тоже есть о чем подумать. Показатели ожидаемой продолжительности жизни в России: женщины — 72,4 года, мужчины — 58,9 лет, в среднем — 65,3 года. Очень большой разрыв в продолжительности жизни у мужчин и женщин.

Финансирование системы здравоохранения с каждым годом увеличивается как консолидированно, так и на душу населения. В прошлом году на 1 человека приходилось 4570 руб. С каждым годом растет доля федерального бюджета: так, в 2003 г. он составлял лишь 9,5%, в 2005 г. — 21,7%, в этом году почти 30%.

С каждым годом растут расходы населения на здравоохранение из личных средств. В прошлом году население истратило 353 млрд руб., в среднем 2469 руб. на человека.

На сегодня доля финансирования здравоохранения в % от ВВП составляет 4%, самый высокий процент у американцев — 13%. Деньги сегодня у здравоохранения есть, важно понимание, как их правильно, эффективно потратить.

В системе здравоохранения Российской Федерации трудятся свыше 4,47 млн человек. Число врачей всех специальностей — 607,7 тыс. человек, среднего медицинского персонала — 1,35 млн человек. В лечебных организациях работают 81,5% врачей, 59,6% — в стационаре, 36,9% — в амбулаторно-поликлинических организациях и 3,5% — на скорой помощи.

В 2005 г. было 7835 больничных учреждений (частные медицинские организации статистикой не выделяются), амбулаторно-поликлиниче-ских учреждений — 15 639, 277 федеральных специализированных медицинских учреждений и 887 стоматологических поликлиник. Основная часть медицинской помощи оказывается на муниципальном уровне.

Направления развития здравоохранения в период с 2005 по 2010 годы связаны с перестройкой системы межбюджетных взаимоотношений, с четким разграничением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным органами власти. Осуществляется это в соответствии с Федеральным законом от 04.07.03 г. № 95 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.10.03 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом № 122 от 22.08.04 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов...».

Изменилась форма предоставления социальных льгот: натуральные льготы переведены в денежную форму с целью достижения адресности и прозрачности в обеспечении льготами.

На обеспечение социальной поддержки граждан предусмотрено в 2006 г. в федеральном бюджете:

  • На ежемесячные денежные выплаты — 167,7 млрд рублей;
  • На лекарственное обеспечение — 29,1 млрд рублей;
  • На санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно — 9,3 млрд рублей;
  • На оплату проезда в пригородном железнодорожном транспорте — 4,1 млрд рублей. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в 2006 г. был направлен на развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Запланированный объем финансирования приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2006 г. за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 94,2 млрд руб. Дополнительный объем необходимых средств федерального бюджета составляет 5,9 млрд руб. и связан с ростом расходов на осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в связи с увеличением прогнозируемой численности данной категории медицинских работников и включения в нее медработников ведомственных учреждений здравоохранения (например, ФМБА) (5,4 млрд руб.); с ростом расходов на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи, связанный с уточнением численности и применением соответствующих коэффициентов (0,5 млрд руб.)

Ожидаемый объем финансовых затрат на реализацию ПНП «Здоровье» в 2006 году составит 100,1 млрд руб.

При повышении заработной платы медицинских работников, участвующих в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а получают выплаты 546 тыс. человек — 27,9% составляет:

  • врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей (семейной) практики — от 14,0 до 23,0 тыс. руб. (в 2,2 до 2,8 раз);
  • медицинских сестер, работающих с врачами-участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей (семейной) практики — от 7,5 до 15,0 тыс. руб. (в 1,6 до 2,4 раз);
  • врачей специалистов первичного звена — от 5,0 до 22,0 тыс. руб. (в 1,03 до 1,7 раз);
  • младшего медицинского персонала — от 2,3 до 3,1 тыс. руб. (в 1,3 до 1,7 раз).

Первичному звену было уделено столько внимания, во-первых, потому, что большая часть медицинской помощи оказывается там, во-вторых, была очень низкая кадровая укомплектованность — всего 56%. Коэффициент совместительства до этого года был 1,6, наша цель к 2008 году добиться, чтоб коэффициент совместительства был 1,1. И уже сегодня мы этого почти добились.

Сегодня важно, что не только даны деньги на проект, но и то, что к работе подключились субъекты Федерации, которые повышают заработную плату и узким специалистам, и врачам стационаров, и средним медработникам. Наконец-то появилась статистика о наших врачах, сегодня мы знаем, сколько их в первичном звене. На сегодня во все учреждения в рамках проекта поступает оборудование, многие главные врачи не верили в то, что это произойдет: мы собирали в апреле заявки на оборудование на 2007 год, и нам повторили фактически те же самые заявки, что мы собирали в 2005 году. Но за это время заказанное ранее оборудование уже пришло. Сегодня мы наконец-то посчитали наши врачебные участки. Численность населения изменилась, приказ регламентирующий был еще от 1989 года.

Реализация с 01.01.05 122-ФЗ и с 01.01.06 мероприятий Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения положила начало повышению качества услуг в сфере здравоохранения: впервые персонифицированы государственные обязательства в части лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения в отношении отдельных категорий граждан, введен полицевой учет врачебных кадров первичного звена здравоохранения, установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, приведены в соответствие с нормативами численности обслуживания населения врачебные участки, осуществляются поставки медицинского оборудования в учреждения здравоохранения для приведения их оснащенности в соответствие с табелем (стандартом) оснащения, разработаны единые стандарты оказания медицинской помощи в амбу-латорно-поликлинических учреждениях.

Запланированный объем финансирования национального проекта «Здоровье» из федерального бюджета — 264,9 млрд руб.: на 2007 год — 107,8 млрд руб., на 2008 год — 75,3 млрд руб., на 2009 год — 81,8 млрд руб. Необходимый объем финансирования за счет средств государственных внебюджетных фондов — 57,1 млрд руб., из них на 2007 год — 19,5 млрд руб., на 2008 год — 18,6 млрд руб., на 2009 год — 19,0 млрд руб. Итого общая сумма финансовых затрат — 322,0 млрд руб. из них на 2007 год — 127,3 млрд руб., на 2008 год - 93,9 млрд руб., на 2009 год - 100,8 млрд руб. На достигнутом Минздравсоцразвития не останавливается и планирует в 2008-2009 годах расширять национальный проект.

Дальнейшее приоритетное направление: реформирование стационарного звена здравоохранения с целью создания эффективной системы функционирования здравоохранения, повышающей доступность и качества медицинской помощи населению Российской Федерации Мы отбираем 10 субъектов Федерации, которые на условиях софинансиро-вания будут подключаться к данному проекту.

Дальнейшие задачи совершенствования системы здравоохранения — продолжение создания персонифицированного учета медицинской помощи населению Российской Федерации, включая в этот процесс стационарное звено, перевод учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом качества и повышение уровня оплаты труда, внедрение стандартов оказания медицинской помощи и унифицированных методов финансирования медицинской помощи, создание преимущественно одноканальной системы финансирования здравоохранения, приведение существующей материально-технической базы медицинских учреждений в соответствие с табелем оснащения, выведение части объемов стационарной медицинской помощи и медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения, внедрение элементов частичного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи.

Трудности на этом пути будут, но, думаю, они преодолимы.


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература