Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Некоторые аспекты конкуренции на рынке медицинских услуг

Некоторые аспекты конкуренции на рынке медицинских услуг

Л.Л. Коковин*, ЮЛ. Мушинская**, В.И. Козичев**, Е.И. Вощина

* ММА им. И.М. Сеченова
** МГМСУ

Тема развития и функционирования рынка медицинских услуг обсуждается специалистами в области здравоохранения не так часто. Связано это с тем, что большая его часть представляет собой серый рынок платной медицины и практически не подвергается анализу. Сегодня нельзя однозначно оценить ни объемы оборотов рынка, ни их структуру. Начать его изучение можно пока только в общих чертах, опираясь на немногочисленные исследования.

Условно рынок медицинских услуг можно разделить на две части. Первая — это те виды услуг, которые гарантированы населению и финансируются государством, т. е. «бесплатные» (условно некоммерческий сектор). Вторая — это платные услуги и, соответственно, коммерческий сектор. В последнем секторе представлены государственные учреждения, частные предприятия и учреждения со смешанной формой собственности. В целом оба сектора практически непрозрачны, и провести четкую грань между ними достаточно сложно, т. к. и в государственном, и в коммерческом секторе потребители оплачивают медицинские услуги из собственных средств. Различные исследования показывают, что население будет скорее платить, чем не платить за медуслуги, независимо от того, платные они «официально» или нет. Так, по данным исследования ВЦИОМ, доля населения, готовая платить за медицинские услуги (легально или неформально), превышает 50%. В ходе исследования, проведенного Независимым институтом социальной политики, были получены данные по распространенности различных форм платежей — официальных, неофициальных и смешанных (когда помимо оплаты в кассу, пациент платит также и врачу), в результате появился специальный термин «неформальные платежи». Смешанный вид оплаты услуг косвенно свидетельствует о потенциальном резерве средств у населения, позволяющем тратить большие ресурсы на оплату медицинских услуг (табл. 1).

Попытаемся охарактеризовать некоторые явления и тенденции его развития рынка; точнее — некоторых его сегментов. Любой рынок формируется в результате адекватной совокупности спроса и предложения. Рынок медицинских услуг не являются исключением. В идеале, и в государственном («бесплатном») и в коммерческом секторе должны действовать рыночные механизмы. Однако, как точно заметил в одной из своих публикаций проф. А.Л. Линденбратен («Ремедиум» № 10, 2004), механизмы конкуренции, по существу, так и не заработали, а рыночные отношения зачастую сводятся к превращению пациента из скрытого плательщика за медицинские услуги в явного, поскольку он теперь все чаще оплачивает медицинские услуги, возмещая дефицит средств в лечебно-профилактических учреждениях. В связи с этим, далее мы не будем однозначно разделять рынок медуслуг на коммерческий и некоммерческий, а будем рассматривать их совокупность, опираясь на то, что пациенты так или иначе тратят свои средства на медуслуги в обоих секторах.

Кто формирует «серый сектор»?

Бытует мнение, что большая часть именно коммерческого рынка медицинских услуг практически не подлежит маркетинговым исследованиям. Отчасти это действительно так. Однако с учетом того, что неформальные платежи на сегодняшний день являются чуть ли не обязательными в государственном секторе, термин «серый» также применим и к нему. Можно предположить, что в коммерческом секторе такая «непрозрачность» появляется от слишком жестких ограничений со стороны государства и наличия квазиконкуренции; в некоммерческом наоборот: конкуренции практически нет (пока), а государство не всегда финансово поддерживает свои обязательства. Тем не менее, тенденции к большей прозрачности бизнеса уже наметились. Например, в стоматологическом, офтальмологическом, косметологи-ческом, урологическом и гинекологическом сегментах, представленных коммерческими фирмами различной формы собственности, сформированы достаточно развитые конкурентные рынки. В государственном секторе такая конкуренция тоже имеет место быть, но инструменты, используемые для ее повышения, не всегда прозрачны и вряд ли их можно назвать рыночными.

Спрос рождает...

Одним из основных стимулов для вывода любого продукта на рынок является наличие спроса. На платные медицинские услуги такой спрос существует. Исследование, проведенное компанией BusinessVision по рынку медицинских услуг в С.-Петербурге, выявило, что в период с 2001 по 2003 гг. за платной помощью обращалось 39% жителей города, представленные практически всеми социальными слоями населения. В Москве же аналогичный показатель составил 58%. Учитывая то, что население готово платить, основной вопрос, на который хотелось бы ответить, — являются ли платные медицинские услуги альтернативой бесплатной (гарантированной государством!) медицинской помощи? И по каким параметрам? Для этого достаточно сравнить несколько вариантов причин оплаты или неоплаты медицинских услуг потребителями (табл. 2-5).

Сравнение представленных данных позволяет сделать ряд выводов. Первое — это примерно одинаковое распределение мотиваций населения для оплаты медуслуг (официально и неформально). В частности, можно выделить, что и в коммерческом и некоммерческом секторе наибольшая часть респондентов отмечает, что, заплатив, они получат более качественную медицинскую помощь: так считают практически 60% потребителей в коммерческом секторе и 34% населения, прибегавшего к неформальным платежам. Также достаточно весомая доля респондентов считает, что при оплате услуг они более быстро получат необходимую медпомощь. В коммерческом секторе этот показатель составил от 32% до 39%, в некоммерческом (неформальные платежи) — почти 40%.

Второе — одним из основных мотивов отказа от платных услуг в коммерческом секторе является высокая цена (45— 59% ответов), в то время как в некоммерческом секторе этот показатель составляет порядка 11%. В отношении последнего следует оговориться: в данном случае пациент все равно платит, но сумма неформального платежа ниже официального. Таким образом, население, готовое платить за медуслги официально или неформально, в первую очередь ждет более качественных услуг и сервисных составляющих. Однако их оценка, в конечном итоге, будет проводиться по субъективным критериям. Объективных же исследований по этому вопросу практически нет. Ответить на вопрос, — «Платная медицина — это альтернатива «бесплатной» (с учетом неформальных платежей)?» — однозначно нельзя. Потребительское поведение в обоих секторах практически одинаковое. Решение платить за медуслги основано на одинаковых субъективных ожиданиях и в коммерческом и в условно некоммерческом сегменте. И на сегодняшний день пациент некоммерческого сектора, использующий неформальные платежи для оплаты медуслуг, является потенциальным клиентом для частного сектора и наоборот, клиенты коммерческого сектора также легко могут перейти в систему неформальных платежей. Можно лишь предположить, что в будущем перевес того или иного сектора будет зависеть от грамотной маркетинговой активности. Конечно же, это предположение неправомерно для некоммерческого сектора, но с учетом наличия стабильной практики неформальных платежей можно предвидеть и такой вариант развития событий.

Коммерциализация медуслуг

Ну вот и добрались до вопросов: «Быть или не быть?» и «Кто же это будет?». Ответ на первый вопрос очевиден — платная медицина в нашей стране существует и востребована. Второй вопрос, больше волнующий аналитиков, подлежит более детальному изучению. С одной стороны, часть рынка медуслуг, приходится на госучреждения (выполнение гарантий неформальные платежи). С другой стороны — истинно коммерческий сектор предлагает то же и плюс нечто большее. Например, передовые, не всегда доступные в компенсаторных системах, технологии и сервис. В настоящий момент совершенно очевидно, что сам факт выхода на коммерческий рынок медуслуг наиболее привлекательно выглядит для госучреждений — ресурсов более чем достаточно. Однако ощущается нехватка менеджмента. Частные же инициативы сталкиваются с различными барьерами — административными, финансовыми и т. д. Тем не менее частный сектор развивается и растет. Но... что ждет его впереди? Сегодня однозначно можно выделить такую тенденцию, как симбиоз государственных и частных предприятий, точнее дублирование «бесплатных» медуслуг платными на базе государственных ЛПУ. В качестве примера можно взять такие области, как кардиология, гинекология, стоматология или урология. На базе всех этих институтов оказываются платные медуслуги. При этом доля коммерческих услуг в госучреждениях достаточно высока. С точки зрения развития рынка, такой симбиоз выгоден только для госучреждений. Для частного сектора такое явление «убийственно». И конкуренция в данном случае будет выглядеть как бой с тенью. Как отмечают аналитики компании BusinessVision, ведущим критерием для выбора того или иного медучреждения является его репутация. Соответственно, можно выделить еще один важный критерий, влияющий на развитие рынка платных медуслуг, — это лояльность потребителя к тому или иному медучреждению (рис. 1).

Как видно из рисунка, потребители отдают большее предпочтение платным отделениям государственных учреждений. При этом нельзя сказать, что коммерческие медучреждения являются аутсайдерами. Разрыв между ними и госучреждениями не так велик, и можно предположить, что с течением времени он будет сокращаться. Тем не менее, высокая востребованность платных услуг в госучреждениях может стать одним из ключевых факторов дальнейшей коммерциализации отрасли и развития рынка медуслуг в целом. Сам по себе критерий «лояльности» свидетельствует не только о наличии рынка, но и о конкуренции — борьбы за потребителя. При этом сегодня государственный сектор ведет бой посредством «знакомого ВСЕМ» имиджа ЛПУ и опинион-лидеров, а частный — за счет сервиса, рекламы и некоего «нового» имиджа. Что из этого выйдет — покажет время. Сейчас можно лишь констатировать сам факт наличия конкуренции между коммерциализированным государственным и частным сектором рынка платных медуслуг. В дальнейшем перевес в ту или иную сторону видимо будет обусловлен таким критерием, как «качество по факту оказания медицинской услуги».


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература