Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Впаривание болезней: где границы?

Впаривание болезней: где границы?

«Давно в обиходе у нас ярлыки, По фунту на грошик на медный...»
Б. Окуджава

Тема «впаривания» актуальна, вероятно, во всех областях жизни, где имеет место процесс купли-продажи. Трактовка событий в каждом случае — весьма субъективна, и лекарства тут не исключение. Отлаженная система «впаривания» — это супермаркеты. Вы приходите за хлебом, а покупаете новый телевизор. Все по пути. Удобно и убедительно. И никто это не считает шарлатанством или криминальным действием. Нас убеждают психологи, и специалисты по нейролингви-стическому программированию, не зря едят свой хлеб. Супермаркеты растут и множатся, а на стоянках возле них трудно припарковать автомобиль. Все «хотят быть обманутыми».

Пациенты давно превратились в потребителей. Если смотреть на проблему с точки зрения лечения бронхита, то 90% так называемых противокашлевых средств не входят ни в какие «протоколы и стандарты». Каждый из них немного облегчает. Все они разрешены Фармкомитетом. И вот тут пациент полностью в руках у фармацевта.

Лет 10 назад все договорились о том, что бронхолитики безопаснее и эффективнее ингаляционные, что фитопрепараты крайне трудны для стандартизации лечения. Однако аптеки и стационары вдруг полнятся смесями сальбутамола с отхаркивающими, противокашлевыми и фитопрепаратами. И все это «впаривается» пациентам с кашлем. Точнее, «впаривается» идея, что кашель надо прекратить. Тогда как реально его надо сделать продуктивным.

Хотелось бы призвать к осторожности при обсуждении этой темы. Авторы публикаций говорят о лекарствах, «которые не помогают и не вредны». Отсюда один миг до охоты на ведьм. Представьте себе ситуацию 20 лет тому назад: Н-ская фармкомпания предложила гастроэнтерологу лечить язву антибиотиком. Ну не «впаривание» ли? Придумали способ продавать свои препараты! А теперь это современный метод под названием «эрадикация».

Если говорить про оргазмические и эректильные расстройства, гладкость кожи, бодрость, оволосение — все это укладывается в такое понятие, уважаемое доказательной медициной, как качество жизни. Созданы десятки инструментов для верификации влияния на конкретные нарушения качества жизни, связанные со здоровьем. И прежде чем вешать ярлык «впаривания», надо посмотреть уровень доказательности этого вектора промоции.

Сам видел реакцию аптекарей в глубокой провинции на средства лечения эректильной дисфунцкии. Мы приехали с фирмой читать лекцию по респираторным инфекциям, но фармацевт прознал, что эта компания производит, и сказал, что с антибиотиками как хотите, но вот для эрекции — везите, махом уходит. В этом селе не было Интернета и кабельного телевиденья, не было и платного, модного сексолога. Просто кто-то попробовал — пошло-поехало. При чем тут «впаривание»? По своим больным хроническим обструк-тивным бронхитом могу сказать, что если им рекомендовать эти препараты, то у них летит вверх качество жизни. Кстати, Виагра уже стала объектом исследований при легочной гипертензии. Так что как бы не повторилась история с эради-кацией. Думали — промоция, а вышло-то на благо...

Когда происходит оценка того, что есть «впаривание», а что есть «формулярный препарат», то невольно обращаешься к классической русской реплике: «А судьи кто?!». Кто решил, что это не нужно?

Почему борьба с ожирением — это плохо? Пациент сбрасывает 10 кг — у него проходит дыхательная недостаточность. Хорошо известен «синдром Пиквика». Почему «синдром беспокойных ног» — не серьезная проблема? В Маастрихте (Голландия) работает группа серьезнейших ученых, не связанных с фармацевтами, которая диагностирует это и разрабатывает очень тяжкую проблему — нейропатии мелких волокон. Участковый терапевт не выявит у такого больного «органику», но от этого страданий у больного не меньше. Неужели синдром раздраженного кишечника — тоже выдумка фармацевтов? Неужели неизвестны примеры, когда проблема «мужской состоятельности» становилось причиной тяжелых депрессий, суицидов, распада семьи. Неужели приведенные в статье авторы поисков «впаривания» авторитетные клиницисты именно в той области, в которой они сделали разоблачения?

Сегодня армия администраторов от клинической фармакологии заняты регулированием лечебного процесса. Может быть, сначала спросим больного, чего он хочет? За спорами о формулярах, роли фармбизнеса, дебатах о медицине доказательств и медицине мнений мы все более отдаляемся от больного.

Не первый раз встречаю мнение, что «с индустрией к своей выгоде взаимодействуют врачи с их платными услугами». Я работаю более 10 лет в платных услугах. Но как черт ладана боюсь в этой деятельности промоции. Наоборот, я бесплатно отдаю образцы (соответственно проштампованные этичными компаниями) людям, которые не могут их купить, и не купят потом (суть промоции — дать богатому первую коробочку, а потом он их сам покупать начнет). Как нигде в государственной практике, платная медицина под строгим надзором. Две страницы договора и информированное согласие на лечение в любой момент могут стать предметом иска. И, наконец, доктор, который хочет лечить качественно и жить за счет этого, во главу угла поставит излечение больного, а не выгодное сотрудничество с фирмой. Есть другие этичные формы сотрудничества — лекционная работа по договору, участие в мультицентровых клинических испытаниях, одобренных этическим комитетом.

Опасную тему мы затронули. Еще немного — и астма-школы, фтизиа-школы и ХОБЛ-школы станут образчиками «впаривания». Ведь это разъяснение больным способов лечения конкретными препаратами и устройствами, обучение самоконтролю (в СССР это называли самолечением и с ним боролись). Мы убеждаем больных использовать современные не дешевые ингаляторы, мы боремся за включение их в льготу. Они живут годами потом, сохраняют качество жизни за счет нормальной оксигенации, и хороший критерий излечения — это желание дополнить жизнь Виагрой. Значит, пациент ожил, значит, может не только встать с постели и налить чая, но и приобщиться к процессу, который мы называем Нормальная Жизнь.

Примечание: я не имею конфликта интересов по компании «Пфайзер».

От редакции: виагра стала символом мужского счастья (о чем, собственно, и статья) и благополучия, именем нарицательным, переросшим жесткие рамки рекламы. Поэтому, не смотря на правило исключать коммерческие названия лекарств из материалов, мы сочли возможным сохранить его в тексте автора. Конфликтов с Пфайзером мы так же не имеем.


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература