Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Резолюция Школы-семинара Формулярного комитета «Медицинские технологии в системе управления качеством» 24 июня-1 июля 2006 года

Резолюция

Школы-семинара Формулярного комитета «Медицинские технологии в системе управления качеством» 24 июня-1 июля 2006 года(

На пленарных и секционном заседаниях, круглом столе исутствовали 67 человек, представляющих 14 регионов Российской Федерации: врачи, провизоры, научные работники, представители органов исполнительной власти, руководители здравоохранения и медицинских организаций, директора НИИ и главные специалисты, производители и дистрибьюторы лекарственных средств, главные редакторы и члены редакционных коллегий средств массовой информации и научных медицинских изданий.

За истекший после открытого заседания и школы-семинара Формулярного комитета в 2005 г. год были в основном реализованы поставленные задачи:

  • Сформирован и опубликован во 2-м издании Справочника лекарственных средств Формулярного комитета (2006) Перечень жизненно необходимых лекарственных средств Формулярного комитета,
  • Сформирован и опубликован во 2-м издании Справочника лекарственных средств Формулярного комитета (2006) Перечень редко применяющихся «сиротских» медицинских технологий Формулярного комитета,
  • Издан приказ Минздравосоцразвития о порядке ввоза и применения редко применяемых, в том числе — не зарегистрированных в стране лекарств.
  • Сформирован и опубликован во 2-м издании Справочника лекарственных средств Формулярного комитета (2006) Негативный Перечень медицинских технологий,
  • Сформирован на основе анализа 249 стандартов оказания высокотехнологичной медицинской помощи и опубликован во 2-м издании Справочника лекарственных средств Формулярного комитета (2006) Перечень лекарственных средств для оказания медицинской помощи в условиях стационара (больничный формуляр), включающий 601 международное непатентованное наименование,
  • Разработаны и апробированы правила и процедуры формирования перечисленных документов,
  • Утверждены методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития, на стадии утверждения находится национальный стандарт по созданию Протоколов ведения больных
  • Минздравсоцразвития утверждено более 260 стандартов высокотехнологической медицинской помощи, в разработке которых активное участие принимали эксперты Формулярного комитета, в том числе — по приоритетным направлениям, выбранным Формулярным комитетом: опухолевой группе заболеваний, артериальной гипертонии, коронарной патологии, катаракте, патологии тазобедренного сустава, сосудистых поражениях нижних конечностей, ревматоидном артрите и др.
  • Начаты работы по созданию стандартов специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, актуализации стандартов амбулаторно-поликли-нической помощи.
  • С 1-го июля 2006 г. в соответствие с принятым за истекший год законом прекращается реклама в средствах массовой информации медицинских технологий, биологических добавок,
  • Справочник лекарственных средств Формулярного комитета находится в открытом доступе в Интернете на сайте Общества фармакоэкономических исследований www//rspor.ru, имеется электронная версия справочника, распространяемая на CD; бесплатные экземпляры справочника поступили во все органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Формулярный комитет констатирует, что, в условиях острой необходимости переломить ситуацию с заболеваемостью и смертностью населения России, ведущую к его вымиранию и, несмотря на появившиеся в последнее время положительные тенденции, остается крайне низкой доступность современных высокоэффективных медицинских технологий. Проводящиеся в отрасли преобразования в значительной мере ориентированы на дополнительные финансовые вливания без коренных изменений сложившейся за последние годы ситуации. Вызывают опасение высокий процент отказавшихся на 2006 г. от дополнительного лекарственного обеспечения граждан, включая страдающих тяжелыми, но курируемыми заболеваниями, уход врачей-специалистов в первичное звено, широкомасштабные поставки оборудования, на котором некому работать и т. д.

Формулярный комитет по прежнему видит своей основной целью формирование научного отношения к рациональному выбору и использованию медицинских технологий, к обеспечению качества медицинской помощи.

Формулярный комитет считает, что Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также Перечень лекарственных средств, действующий в рамках программы ДЛО 2006 года, содержат значительное количество лекарственных средств с недоказанной эффективностью и нецелесообразных с позиции клинико-экономиче-ского анализа. Некоторые препараты с недоказанной эффективностью являются ресурсоемкими, отказ от их финансирования в рамках государственных программ позволит значительно повысить доступность современных высокоэффективных лекарств без дополнительных затрат.

Продолжает вызывать озабоченность ситуация с производством отечественных лекарственных средств. В стране практически не производятся субстанции лекарств, затраты на закупку субстанций соотносятся с затратами на закупку готовых лекарственных форм для фасовки как 20/80. Подавляющее большинство отечественных производителей фасуют таблетки, а не производят лекарства. В России практически отсутствует производство современных высокоэффективных жизненно необходимых лекарственных средств, включая вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, а денежные средства, выделяемые на развитие отечественной фармацевтической промышленности, расходуются неэффективно. Следует считать целесообразным, на основании строгой научной, экономической экспертной оценки, выделение специальных грантов на производство жизненно необходимых высокоэффективных отечественных лекарственных средств (субстанций), с последующим контролем за целевым расходованием денежных средств, к примеру, в рамках государственной программы «Здоровье». Российской академии медицинских наук необходимо взять на себя координирующую роль по научному обоснованию развития отечественной фармацевтической промышленности, создав список наиболее актуальных для производства лекарств и субстанций.

Выход в свет в июне 2006 года 2-го издания Справочника лекарственных средств Формулярного комитета является закономерным продолжение работы Комитета в области рационализации фармакотерапии. По сравнению с предыдущим Справочником, в новом, увеличилось количество формулярных статей (сформирована новая группа диагностических средств), внесены коррективы в ранее написанные формулярные статьи, добавлены данные по эффективности, клинико-экономическим характеристикам, лекарственных средств появились перечисленные выше перечни. Необходимо продолжать работу по актуализации Справочника, а также обеспечить его бесплатную рассылку в регионы. Рекомендовано использовать опыт работы Формулярного комитета для совершенствования преподавания вопросов рациональной фармакотерапии, для этого предусмотреть издание справочника лекарственных средств Формулярного комитета (совместно с Проблемной комиссией по клинической фармакологии) для студентов ВУЗов и врачей терапевтов, внедрив идеологию непрерывного накопления и обновления информации о лекарственных препаратах.

Следует провести реформу в сфере регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вакцин, сывороток, реагентов и тест-систем, биологически активных добавок к пище: необходим единый орган по регистрации вышеназванных продуктов, оптимизация правил регистрации с четким разделением на регистрацию продуктов соприкасающихся с человеком и оказывающих на него непосредственное влияние и продуктов, не имеющих контакта с человеком и воздействующих на него лишь косвенно, прекратить регистрацию субстанций лекарственных средств или предусмотреть заявительный характер их регистрации.

Необходимо продолжить работы по классификации продуктов, связанных с влиянием на заболевание человека — наряду с лекарствами, компонентами крови следует классифицировать изделия медицинского назначения, компоненты диетического питания, диагностические средства и тест-системы.

В системе дополнительного лекарственного обеспечения, как ранее в региональных системах льготного обеспечения, имеется нерациональное расходование средств на препараты, не обладающие эффективностью. Только исключение из перечня лекарств с недоказанной эффективностью (таких как церебролизин, ноотропил и т. д.) позволит сэкономить до 20% средств в системе. Необходимо срочное введение референтных цен (цен предельного возмещения за лекарство), которое позволит оптимизировать расходы бюджета на лекарства, уменьшить коррупционную составляющую в системе дополнительного лекарственного обеспечения, связанную с преимущественными закупками более дорогих аналогов вместо более дешевых, будет способствовать развитию отечественной фармацевтической промышленности.


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература