Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Провизоры и врачи за пациентов

Провизоры и врачи за пациентов

17—18 апреля в ККЗ «Измайлово» состоялся Аптечный форум, организованный Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Росзд-равнадзором.

В ходе 2-дневной программы, посвященной конъюнктуре, тенденциям и перспективам отечественной фармацевтической отрасли, с докладами выступили представители государственных органов, производственного, дистрибьюторского и аптечного бизнеса.

Найти баланс между социальными и экономическими интересами аптеки при продвижении лекарств пытались участники одного из заседаний Аптечного форума, прошедшего в Москве.

Первыми, кто должен встать на пути неэтичных форм продвижения медикаментов и защитить при этом интересы и права аптеки, должны быть профессиональные ассоциации. О том, как это делается на практике, рассказали Председатель правления ассоциации в Санкт-Петербурге Татьяна Зайченко и президент Самарской областной фармассоциации Лариса Янкина. Из-за отсутствия в России такой формы управления профессиональным сообществом, как Аптечная палата или Аптечный Союз, разрозненным общественным организациям пока что не удается противодействовать агрессивным формам продвижения ЛС в аптечной рознице, противодействовать нарушениям норм отпуска и хранения лекарств, чего достаточно часто требуют от профессионалов собственники аптек, не имеющие специального фармацевтического образования.

Необходимость внести изменения в Федеральное законодательство, где термин «продажа ЛС» был бы заменен термином «оказание фармацевтической помощи», подчеркнула проректор Пермской государственной фармацевтической академии Анна Солонинина.

По поводу оказания консультаций в аптеках, которые постепенно расширяются в этом сегменте, забирая на себя часть амбулаторных услуг, между медиками и фармацевтами идет непрекращающийся спор уже не первый год. По мнению доцента ММА им. И.М. Сеченова Елены Вольской, для прояснения позиций необходимо размежевание понятий «фармацевтическое информирование», которое входит в обязанность провизоров и фармацевтов, и «фармацевтическое консультирование», являющееся сервисом и маркетинговым инструментом. В этичных своих формах консультирование может способствовать улучшению экономических показателей розницы. К примеру, в стандартах ритейла Германии узаконено информирование и консультирование посетителей аптек по правильному применению ЛС, при первичных и повторных назначениях медикаментов, при необходимости «фармацевтической опеки» (когда пациенту могут позвонить и напомнить о том, какие ЛС и когда он должен принять). Информирование может касаться вопросов питания, уменьшения веса, обслуживания пациентов с бронхиальной астмой, выявлению рисков, связанных с приемом ЛС, ряда иных случаев. В стандартах Австралии прописан сбор информации о побочных эффектах ЛС, первая медицинская помощь, в Великобритании и Канаде провизоры могут прописывать контрацептивы, оказывать иные многочисленные услуги.

К маркетинговому консультированию может быть отнесена сфера консультаций при самолечении (в российских реалиях в отношении ОТС-препаратов).

Сегодня существенные рекламные бюджеты производителей, которые на Западе тратятся на врачей, в реалиях России частично предназначаются ритейлу. Причина, по мнению эксперта, в том, что российская розница нарушает правила отпуска, в частности, в отношении рецептурных препаратов.

Стимулирование продаж должно быть этичным, исключающим сговор розницы с производителем, врачом или дистрибьютором. Среди неэтичных форм продвижения были упомянуты навязывание товара в любых формах, в том числе как бонуса, «входная плата» за вхождение в ассортиментный портфель аптеки, проверки общения провизоров и фармацевтов с посетителями со стороны собственника в форме «тайный покупатель» для навязывания дорогостоящей продукции.

Выступавшие на форуме аналитики отметили, что, несмотря на то, что медикаменты в аптеках все-таки дорожают, инфляция на лекарства ниже, чем на потребительском рынке. И хотя главные тенденции на российском рынке в прошлом году определяли государственные программы, где чаще всего пациентам выписывались дорогостоящие импортные медикаменты, тем не менее, по сравнению с бюджетным сектором рынка (ДЛО и госпитальный сектор) в коммерческой рознице дорогостоящие препараты были менее востребованы.

А. Власова


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература