Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Фармация - дикий рынок или медико-социальная сфера

Фармация - дикий рынок или медико-социальная сфера

Проблема информации о фармацевтической индустрии и ее восприятии обществом неоднократно обсуждалась на страницах профессиональной прессы. Вопросами имиджа фармкомпаний и отдельных персон начали заниматься профессиональные агентства. Телевидение как мощнейший информационный инструмент все чаще обращается к вопросам фармации, зачастую трактуя различные проблемы, мягко говоря, на бытовом уровне. Очевидно, что информация, нацеленная на разные целевые аудитории имеет разное воздействие, но фармация является особой отраслью, социально-ориентированной и, соответственно, стремится к максимальной потребительской лояльности. Эта цель решается посредством различных инструментов, а наиболее используемый из них — это коммуникационный маркетинг.

Среди задач публикаций в прессе о Фарминдустрии можно выделить четыре основные:

  • Привлечение внимания к определенному объекту;
  • Формирование доверия;
  • Формирование позитивного имиджа и обеспечение лояльности к объекту.

Фармацевтический рынок в нашей стране называют по-разному: молодым и развивающимся, цивилизованным или наоборот, «серым» и контрафактным и т. п. Но самое главное, что факт его существования уже никто не отрицает — он есть, с рыночными отношениями и госрегулированием. Четко определены его субъекты, сфера их деятельности, целевые аудитории. При этом стоит отметить, что фармот-расль значительно модифицировалась за последнее время и продолжает динамично изменяться. Существенно расширился круг как производителей так и продукции, появились дистрибьюторы, сетевые аптеки. Определились понятия опинион-лидер, фармакоэкономика, фальсификаты и т. д.

В современных условиях у компаний-участниц фарм-рынка появились широкие возможности реализации задач по «привлечению внимания» и «формированию запросов». Очевидно, что, прежде всего, речь должна идти о медико-социальной направленности составляющей деятельности фармацевтической индустрии в целом, а не отдельных ее участников. С точки зрения рассматриваемого вопроса по «привлечению внимания» и «формированию потребностей» нельзя не отметить, что интерес к фармпродукции есть, но интерпретация данного интереса затруднена.

В частности, можно предположить, что если в стране на первом месте по частоте заболеваемости стоит сердечно-сосудистая патология, то и первые места в рейтингах аналитических компаний должны занимать препараты, используемые при лечении именно этих заболеваний. Для иллюстрации текущей ситуации на отечественном фармацевтическом рынке можно проанализировать три рейтинга — десятка наиболее продаваемых препаратов (ТОП-10) по торговым наименованиям, по терапевтическим группам и по производителям и сопоставить их с аналогичными рейтингами в зарубежных странах. Несмотря на то, что среди производителей, лидирующих по объемам продаж, присутствуют крупнейшие компании мира, номенклатура отечественного рейтинга никак не соответствует общемировым тенденциям. Можно выделить такие аспекты, как:

  • Наличие препаратов без какой-либо публикационной или рекламной поддержки;
  • Наличие препаратов с агрессивной рекламной или поддержкой публикациями, но не соответствующих эпидемиологическим показателям;
  • Наличие в рейтинге безрецептурных препаратов (такая ситуация возможна лишь в отношении витаминных комплексов).


Говорить о том, что задача по привлечению внимания к истинным проблемам здоровья и возможностям их решения — реализована, пока нельзя. Подобное внимание можно назвать скорее стихийным, в значительной степени обусловленным менталитетом потребителей, нежели результатом стратегии медицинского и фармсообщества. Ведь проблема потенции свойственна для мужского населения нашей страны (и никто не собирается в этом кого-то переубеждать), мы все хотим съесть побольше на работе и дома — и в этом нам помогут!, а потребление тонизирующих настоек по сравнению с бета-блокаторами и ингибиторами АПФ, очевидно, гораздо эффективнее при терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Во всем этом уверен потребитель. В результате идея именно медико-социальной направленности фармацевтического бизнеса в нашей стране пока не имеет значимого масштаба.


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература