Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Может ли сапоги тачать пирожник? А провизор консультировать пациента?

Может ли сапоги тачать пирожник? А провизор консультировать пациента?

Недавно в разговоре с одним провизором довелось услышать: «Мне не надо знать, почему болит голова, мне надо знать, что нужно выдать таблетку цитрамона» Воинствующая некомпетентность!

Этой теме была посвящена статья в одном из номеров Фармацевтического вестника, написанная исполнительным директором Российской ассоциации аптечных сетей Е.В. Неволиной. Она считает, что поскольку в отраслевом классификаторе Простых медицинских услуг значится «консультация провизора по подбору лекарственных средств», то для такой работы нужна лицензия на медицинскую деятельность. С ее точки зрения это — абсурд.

«На уровне бытового сознания населения человек в белом халате олицетворяет собой Медицину, и, «раз он работает с лекарствами, то он все знает и о лекарствах и о болезнях»... Формируются проблемы, связанные с тем, что фармацевтический работник пытается подменить врача. А ведь только врач может поставить диагноз, в отличие от фармацевта, который ориентируется только на симптом болезни. За каждой жалобой больного, вероятнее всего, стоит какое-то заболевание, обусловившее появление этого симптома... Встает вопрос и об ответственности за неправомерно рекомендованное лекарство. Не следует забывать, что первой заповедью Гиппократа является «не навреди», и она адресована врачам, дающим эту клятву, но не фармацевтам. Поэтому говорить о консультировании больных и рекомендациях рецептурных препаратов пациентам однозначно невозможно...

При нормальной ситуации, к которой мы должны стремиться, когда фармацевт консультирует врача, а не пациента, по всем синонимам, имеющимся в аптеке, в том числе и по их ценам. Важным здесь является взаимодействие фармацевта с врачом, а не с пациентом. В результате выиграет в первую очередь пациент, так как он получит именно то лекарство, которое ему назначил врач, основываясь на определенной методике лечения. И врач в этом случае будет уверен, что в аптеке фармацевтический работник не вышел за рамки синонимической замены, тогда и не будет нарушена методика прописанного лечения... Предоставляя больному всю исчерпывающую информацию о правилах приема рецептурного препарата, осложнениях в случае внезапной отмены, соблюдении правил хранения препарата в домашних условиях и т. д., мы непосредственно участвуем в процессе терапевтической помощи, но не управляем им (Это — интересное передергивание — примечание автора)».

И тут же противоречит сама себе: «Всемирной организацией здравоохранения были разработаны стандарты аптечных услуг «Надлежащая аптечная практика в общественных (розничных и больничных) аптеках». Одним из направлений осуществления надлежащей практики является деятельность, связанная с самопомощью, включающая предоставление пациенту консультаций, а при необходимости, лекарственного или другого средства для лечения недомоганий, не требующих врачебного вмешательства, которые можно вылечить самолечением... В Канаде... разрешено широкое разнообразие направлений деятельности: проведение мониторинга (скрининг) оценки риска заболевания, проведение образовательных семинаров для посетителей аптек, программа напоминания о повторном отпуске лекарств, консультации по ведению заболеваний, визиты на дом к пациентам для наблюдения за процессом лечения. Также в Германии, Швеции, Великобритании ответственность за рациональное и безопасное использование лекарств в домашних условиях возложена на фармацевтов. В аптеках Австралии, США вам измерят АД, проведут другие тесты, чтобы выяснить, не нужно ли обратиться к врачу, сделают прививки от гриппа, окажут первую помощь при травме. В Канаде и Великобритании провизору, имеющему специальную подготовку, разрешено прописывать средства срочной (неотложной) контрацепции...

Необходимо, что бы врачебная общественность определила круг задач, которые могут решать фармацевты. Первоочередной задачей должно стать обеспечение возможности получения фармацевтическими работниками необходимых знаний о симптомах, при которых можно применять безрецептурные препараты. При этом круг вопросов может быть расширен, кроме рекомендаций по безрецептурным препаратам, фармацевты смогут оказывать первую медицинскую помощь, деятельность, связанную с санитарным просвещением, профилактикой заболеваний, проведение работы среди населения по сведению к минимуму случаев злоупотребления лекарствами и их неправильного применения, услуги по анализу биохимических и физиологических показателей и их скринингу. II еще одна важная задача — обеспечить документирование стандартов оказания простых медицинских услуг и консультаций...

Здесь четко просматривается объективная заинтересованность всех сторон: пациента, который не хочет по пустякам обращаться к врачу, теряя время в очередях; врача, который не будет отвлечен на оказание медицинских услуг, не требующих специальной квалификации и фармацевта, который, повышая качество обслуживания, приобретает доверие пациента».

В общем «казнить нельзя помиловать». Автор и «против» и «за» консультирование провизором пациента. На самом деле врачи во всем мире не справляются с наплывом больных людей: раньше к врачу ходили только с серьезными заболеваниями, сегодня — буквально с каждым чихом. Именно этим можно объяснить развитие семейных врачей во многих странах — такой врач часть вопросов может решить и по телефону, ему проще разобраться в ситуации, с которой он знаком не один день. Семейная медицина ориентируется на донозологическую диагностику — боли в спине, боли в груди, температура, головная боль и т. д. Соответственно и лечение производится симптоматическое. Хорошо это или плохо — вопрос другой, такой подход решает проблему всеобщей доступности медицинской помощи, а при правильной организации позволяет выявить среди массы незначащих симптомов и синдромов те, которые связаны с действительно тяжелыми заболеваниями. Так — в идеале, на практике — как всегда...

Следующим «приближением» медицинской помощи к человеку является так называемое «ответственное самолечение». Фактически оно перекладывает проблемы, в том числе с выбором лекарств, на плечи самого пациента. Концепция ответственного самолечения подразумевает, что пациент идет в аптеку без посещения врача. В этом случае единственным консультантом оказывается провизор, стоящий за прилавком.

Опросы посетителей аптек в разных странах, в том числе и у нас, показывают, что пациент чаще консультируется с провизором, чем с врачом. Конечно, такая услуга предполагает многое. У нас консультанта-провизора нет, и никогда не было. А во многих европейских странах есть. И его функции там определены, и образование (последипломное) у него отличное от провизора за прилавком. Конечно — он не врач, но знание основ оказания медицинской помощи ему необходимо. Требует ли такая консультативная помощь специальной лицензии на медицинскую деятельность? — нет, сегодня не требует. Вместе с тем, во многих аптеках сегодня консультирует врач, — при этом лицензия на медицинскую деятельность обязательна, а ее, как правило, в аптеках нет. Напомню, что лицензия на медицинскую деятельность подразумевает наличие специалиста с медицинским образованием, а не с фармацевтическим.

Каждый должен заниматься своим делом. Только границы «дела», специальности размываются. Ну, нельзя точно определить, где кончается врачебная помощь и начинается сестринская или провизорская. Хочется все четко разделить — а не получается. Поэтому и возникает большое число «смешанных» специальностей — клинический фармаколог, гинеколог-эндокринолог и т. д. Такой «специальностью» должен стать и «провизор-консультант», и в его функции должно войти оказание медицинских услуг. Так же как входят сегодня услуги провизоров и фармацевтов в деятельность постовых медицинских сестер и фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов на селе. Ни тех, ни других не учат основам фармацевтического дела, а зря.


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература