Геронтология
Конференции
IBGStar
Московское городское
общество терапевтов
Управление качеством
в здравоохранении
Издательская
деятельность
Медицинская
литература
 

Справочник лекарственных средств Формулярного комитета РАМН

Поиск препарата:

Медицинские проблемы дальних поездок на мотоцикле

Медицинские проблемы дальних поездок на мотоцикле

Если Вы думаете, что поездка на мотоцикле — это свист ветра в ушах и ничем не оправданный риск — ошибаетесь. Если думаете, что таких отмороженных мало — ошибаетесь. С кем из профессоров не заговорю — да, либо ездил, либо ездит, либо собирается сесть на мотоцикл. Особенно эффективное это средство добора до работы по пробкам.

Мотоциклы за последние десятилетия существенно изменились технологически, и этого нельзя не замечать. Появилась хорошая «мягкая» резина, значительно улучшающая сцепление с дорогой, инжекторный впрыск, водяное охлаждение, дисковые тормоза с автоматическим распределением на передний и задний, антиблокировочная система тормозов — ABC — не дающая сорваться мотоциклу в юз. Есть даже — с автоматической коробкой передач. Есть даже — не поверите — с аэр-бэг — надуваясь, смягчает «бросок» через руль. Защитная экипировка позволяет скользить при падении, не повреждая кожу, десятки метров, препятствует ударам коленями, костяшками пальцев и лодыжками, защитный шлем перераспределяет энергию удара с локального на весь череп равномерно. Все это уменьшает травмоопасность при относительно небольших авариях, которых, как нетрудно догадаться — подавляющее большинство. А от больших аварий не спасет и кузов автомобиля.

Хотя состояние наших дорог и оставляет желать лучшего, все равно хочется проехать по необъятным нашим территориям. Это и спорт, и туризм, и экстрим одновременно. В общем, три взрослых дяди, как неожиданно нас назвали — «рокеры-пенсионеры», собрались в 3 дня, бросив работу на произвол судьбы, и под плач и причитания жен и стиснутые зубы прочих родственников отправились в Крым. Ехать туда по дороге Дон, через Ростов и Керчь — 1700 км, по дороге Крым — через Харьков и Перекоп — 1500 км. В начале все было ничего, жарковато даже, так что рассупонить можно было воротник, расстегнуть раструбы рукавов, приподнять немного забрало-визер шлема, чтобы увеличить обдув головы. В общем — катание с ветерком. За Воронежем пошел дождь, похолодало, пришлось упаковаться в дождевики, но забрало из-за плохой видимости оставалось открытым. Да и щиколотки из-за отсутствия специальной обуви оставались открытыми, и воздух свободно продувал в штанину.

По дороге дважды перекусывали, попили разок водички и через 15 часов от начала пути, преодолев 1100 км, приехали мы в г. Ростов. Расселились в гостинице, и вдруг за ужином появилась внезапно тошнота, какая-то дурнота — не дурнота, головокружение или слабость. Даже трудно сформулировать, в общем «нехорошо». Решив, что это обезвоживание и гипохлоре-мия (симптомы похожи), выпил бутылку минеральной воды. Лучше сильно не стало, утром сохранялась слабость, небольшая тошнота, но во время движения все эти симптомы исчезали — видимо сказывался выброс адреналина. Как останавливаемся — непреодолимая тяга прилечь, как едем — вроде все нормально. На пароме в Керчи сил не было убраться с припекавшего солнца, все время искал места, где бы лечь. В общем, добрались до Коктебеля, не хотелось есть, хотелось вытянуться. Немного поспав, выпил я почти залпом два литра сока и литр минеральной воды. И ожил. Анализируя эту ситуацию, можно сделать один вывод — речь идет о тяжелом обезвоживании и обессоливании: из тела буквально «выдувает» всю воду. Это происходит не заметно, поэтому пить надо часто и много: до

500 мл в час. Главное, что при обезвоживании пить не хочется! Хотя губы и сохнут. И нужно максимально оградить процесс «выдувания», причем, как ни странно, особенно «активно» отдает воду полоска шеи между шлемом и курткой, которую, как правило, не закрывают вовсе.

Оказалось, что это состояние подробно описано в специальных книгах по обучению вождению мотоцикла. Только там это рассказывается применительно к поездкам по пустыне, а тут вроде бы в средней полосе. Но ветер, он везде ветер, и пренебрегать его обезвоживающим эффектом не стоит. Нужно плотно закрывать шлем, утягивать куртку и затягивать брюки на щиколотках, если не используются специальные мотоштаны. А в дождь из-за сырости и герметичности дождевиков потоотделение усиливается, и выдувание воды становится даже более активным, чем в сухую погоду. А ведь многие мотоциклисты ездят в жару вообще в майках. Пейте воду, больше пейте!

Еще одна проблема — переохлаждение. Выехали в обратную сторону по утреннему холодку. Планировалась жара, поэтому оделись несколько «легкомысленно» — не поддели свитера. Утром в Крыму наверное было градусов 15, местами туман. Через час пути на скорости 120—130 км и при открытости мотоцикла всем ветрам становиться холодно, мышцы деревенеют, голова перестает соображать. Налицо признаки переохлаждения. Нужно немедленно останавливаться, делать зарядку для разминания мышц, одевать дополнительное утепление — свитер, дождевик. Для утепления можно использовать газету, обернув ею тело в несколько слоев (да даже и в один, да даже и просто расстелив ее на груди). Раньше из газеты делали портянки, но это — кто умеет. Помогает и пластиковый пакет, его можно разрезать и защитить туловище, можно надеть на носки или ботинки для герметизации в дождь, можно надеть на руки и т. д. Газета хорошо впитывает влагу и мало продувается, полиэтилен влагу «копит» под собой, но не продувается вовсе.

Переохлаждение для мотоциклиста грозит потерей контроля над управлением машиной. Одновременно теряется и критика: кажется, что просто холодно, можно и пережить. Поэтому, как только стало холодно, нужно немедленно сбросить скорость, остановиться согреться и утеплиться. Недопустимо ехать с одеревенелыми «замороженными» мышцами.

Вот такие вот медицинские проблемы. В нашей полосе, как правило, к столкновению с ними никто не готов. А зря.


 
Управление качеством в здравоохранении Геронтология Издательская деятельность
Московское городское общество терапевтов Конференции Медицинская литература